Цифровые активы
Блог Юрий Колесников: Бизнесу разрешили получать займы в обмен на токены. Почему это важно?

Юрий Колесников: Бизнесу разрешили получать займы в обмен на токены. Почему это важно?

Закон о цифровых активах разрешает привлекать финасирование в обмен на токены

Закон о цифровых финансовых активах, который поспешили окрестить антикриптовалютным, по факту заложил фундамент в развитие российской криптоиндустрии. В документе закреплено, что является утилитарным цифровым правом и как предприниматели могут привлекать финансирование, выдавая взамен токены.

В начале июля был принят закон, значительно дополнивший и расширивший существовавшее до этого скудное регулирование цифровых финансовых активов. Но почему-то все обратили внимание на один его пункт — а именно на запрет оплату товаров, работ и услуг при помощи цифровых активов (то есть криптовалюты). И пропустили ряд фундаментальных изменений, которые фактически узаконили для предпринимателей привлечение финансирования в свои проекты через выпуск утилитарных прав (то есть через токены).

Легальная инфраструктура российской криптоиндустрии
Напомню, что до последнего момента ситуация с законом складывалась неблагоприятно — Банк России выступал за то, чтобы все по-максимуму запретить. К счастью, удалось прийти к компромиссному решению. В итоге, получился довольно адекватный с точки зрения регулирования оборота цифровых финансовых активов документ. Что немаловажно, к обсуждению законопроекта приглашались активные участники криптоотрасли в России, которые знают и понимают рынок. В итоге, закон определил, какие компании за что должны отвечать, и в чем состоят их права и обязанности. Итак, кто же теперь будет обеспечивать работу российского крипторынка?

На верхнем уровне будут действовать операторы информационных систем. Это ключевой элемент инфраструктуры — эти компании должны будут выпускать цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права тех компаний, который к ним обратятся. Фактически, за ними закреплена функция эмиссии токенов. К ним Банк России предъявляет довольно серьезные требования — минимальный капитал в размере 50 млн рублей, серьезная отчетность и полная прозрачность. Сейчас в реестре всего три игрока, и все это крупные структуры.

Затем следуют операторы обмена цифровых финансовых активов. Они обеспечивают сделки с ЦФА — то есть, грубо говоря, выступают своего рода специализированными депозитариями, которые регистрируют переход права на актив от одного владельца к другому. Их капитал также должен составлять не менее 50 млн рублей.

И наконец «на земле», с предпринимателями работают операторы инвестиционных платформ, которые привлекают средства инвесторов в различные проекты. А взамен выдают им ЦФА и утилитарные права. Этот процесс в общих чертах похож на покупку-продажу облигаций: инвестор приобретает долговые цифровые бумаги различных компаний. Этими операторами могут выступать в том числе и краудлендиговые платформы. Требования к их капиталу ниже — от пяти миллионов рублей.

Почему легализация — это важно?
Как и в случае с краудфандингом 10 лет назад, до последнего времени криптосфера была абсолютным «диким Западом». Никаких правил, гарантий, механизмов защиты прав инвесторов не существовало. И в случае, как и с краудфандингом, от госрегулирования критовалютная индустрия только выиграет. Что произошло после принятия закона? Проведем параллели с рынком краудфандинга:

  • государство дало четкий сигнал инвесторам: эта сфера становится прозрачной. У нее есть свои правила и регулятор, власти заинтересованы в ее развитии;
  • бюджет станет получить дополнительные налоги с компаний криптоотрасли;
  • инвесторы получат защиту;
  • участники криптовалютного рынка получат четкие правила игры.

Знаем по своему опыту: работать станет легче. Будут созданы ассоциации и отраслевые объединения, установлены стандарты работы, появится статистика, господдрежка отдельных программ и т.д.

Конечно, некоторые участники крипторынка возмущаются: зачем это регулирование, ограничения, ведь и раньше все было нормально. Но большинство из них уже находятся в ожидании момента, когда смогут спокойно предоставлять налоговые отчетности, не вести отчасти теневой образ жизни и не доказывать банкам легальный источник доходов, которые, прикрываясь антиотмывочным законом, с начала 2022 года активно блокировали банковские счета криптоинвесторов.  

Новые возможности для привлечения средств
Закон фактически дает зеленый свет возникновению и развитию лаунчпад-площадок. Это такие платформы, на которые с одной стороны приходят частные инвесторы — чтобы разместить свои средства под процент, выше, чем в банке или ОФЗ. Их деньги ждут зарегистрированные на платформе предприниматели-заемщики, которые хотят развивать свои проекты и делиться прибылью с инвесторами.

Именно по такой модели действуют сейчас краудлендинговые платформы, которых в реестре Банка России уже 64. Для того, чтобы работать с цифровыми активами, остается сделать несколько шагов. Во-первых, предстоит организовать работу с другими инфраструктурами компаниями (это операторы информационных систем и операторы обмена ЦФА). Во-вторых, настроить собственные системы для работы с ЦФА. Фактически, краудленгдинговые площадки станут передавать инвесторам своего рода аналог облигаций (то есть токены компаний-заемщиков),по которым обещан определенный доход. Конечно, это грубое сравнение, поскольку облигация — это бездокументарная ценная бумага, и запись о владении ей ведется в реестре держателей. В случае с токеном — это цифровой код, который переходит в собственность инвестору.

И в-третьих, потребуется доделать систему проверки заемщиков. Сейчас каждая краудлендинговая платформа проверяет компанию по десяткам разных параметров — это и отчетность, и запросы в налоговые органы, и даже визит в офис с осмотром оборудования. В случае с ИТ-компаниями, как мы понимаем, все будет по-другому — офиса у них может и не быть, а из оборудования зачастую только личные ноутбуки.

Все эти вопросы можно решить за несколько месяцев. А создание нового сегмента в инвестиционной сфере даст мощный импульс для развития рынка краудлендинга. По моим оценкам, в перспективе трех лет объемы краудлендинга посредством приобретения ЦФА сравняются с объемами рынка краудлендинга посредством предоставления займов. В прошлом году весь рынок краудлендинга, по нашим оценкам, составлял 20 млрд рублей. К 2030 году мы ожидаем роста до 800 млрд рублей.

Займы и депозиты с помощью цифровых активов
Закон уже заложил основу для организации займов под залог токенов. Думаю, что этим также могут заняться операторы инвестиционных платформ. Кроме этого, цифровые финансовые активы можно использовать и для размещение депозитов. Спрос на это неминуемо появится, а значит возникнет и предложение.

Наконец, ЦФА можно использовать и для трансграничных платежей. Запрета для оплаты токенами товаров и услуг контрагентов за границей в законе нет. Следовательно, возникнет необходимость и в компаниях, которые станут проводить такие операции. Думаю, такую функцию могут взять на себя операторы обмена цифровых активов.

Благодаря тому, что правила игры на рынке ЦФА и возможности использования их как инвестиционного инструмента приобретают все более понятные очертания, инфраструктуру, игроков и госрегулирование — постепенно будут появляться разнообразные инструменты для предпринимателей. Закон заложил крепкий фундамент для развития легальной криптоиндустрии в России.

 

Материал: РБК